В последнее время термин «бережливое производство» стал сверхпопулярным, а специалисты консалтинговых компаний, практикующие данный подход, — сверхвостребованными и хорошо оплачиваемыми. Концепция бережливого производства преподносится как единственное спасение нашей промышленности и самый верный путь выхода из кризиса. Так ли это на самом деле? Действительно ли японцы придумали уникальную систему организации производства, или мы просто хотим верить в чудо?
Термин «Lean Manufacturing» на самом деле не имеет отношения ни к Японии, ни к компании «Тойота». Появился он в
Интерес к TPS в начале
Концерн GM на тот момент имел массу производственных проблем, вытекающих из взаимоотношений рабочих с управляющим персоналом. Большим влиянием обладали профсоюзы, ведущие нескончаемые войны с менеджментом. Рабочие писали жалобы по любому поводу, а профсоюз их поддерживал, при этом времени на написание жалоб тратилось столько, что работать было некогда, постоянные забастовки приводили к тому, что и работать, порой, было некому. Всё это сказывалось на трудовой дисциплине и служило основной причиной ухудшения качества сборки автомобилей. Самая тяжелая ситуация сложилась на заводе во Фримонте, и в 1982 году GM принял решение закрыть завод. Именно на базе этого завода GM и Toyota открыли совместное предприятие РИС 1, получившее название New United Motor Manufacturing Inc. (NUMMI).
Основное различие в производстве автомобилей GM и Toyota состояло в том, что концерн GM (с подачи, кстати, Генри Форда) придерживался принципа непрерывного конвейера, то есть самое главное — это выкатить машину за ворота цеха, а уже потом можно исправить все недоделки. Подобная практика привела к тому, что рабочие совсем перестали обращать внимание на то, что движется по конвейеру. На том же заводе во Фримонте с конвейера могла выйти машина без руля или тормоз с кузовными элементами другой машины. Принцип работы «Тойоты» был прямо противоположный. Любой рабочий при обнаружении проблемы мог остановить конвейер, а проблема должна была быть устранена на месте обнаружения. Еще один важный элемент — приверженность командной работе, когда в устранении проблемы участвуют все, так как время простоя влияет на выработку каждого рабочего.
Рабочие, принятые обратно на завод, прошли стажировку на заводе Toyota, и открывшийся в 1984 году завод NUMMI с американскими рабочими начал работать по японской производственной системе TPS. При этом результат удалось получить сразу: качество автомобилей, выпускаемых NUMMI, существенно отличалось от качества автомобилей, производимых на других заводах GM.
Руководство GM решило перенести опыт NUMMI и на другие свои заводы, однако положительного результата получить не удалось. И на это было несколько причин:
Качество деталей. На NUMMI использовались детали, производимые в Японии, а на других заводах GM — производимые дочерними компаниями или поставщиками из США, их качество оставляло желать лучшего.
В итоге попытка перенять опыт NUMMI потерпела провал. Потом, уже в
Опыт компании очень поучителен, но вернемся к бережливому производству в том виде, в котором его преподносят.
Начнем с термина «бережливое производство». Своим появлением он обязан Джону Крафчику, профессору Массачусетского института, который впервые использовал его в 1988 году в своей статье «Триумф бережливого производства». Интерпретация слова «Lean» в «бережливое» — искусственна и придумана намеренно. Согласитесь, что «бережливое производство» звучит намного благозвучнее «бедного» или «худого» (а то и «тощего») производства. Именно таковы классические варианты перевода слова «Lean» с английского языка на русский.
Логика использования «Lean» применительно к производству на самом деле проста и подразумевает экономичное производство. Подумаем, неужели никто и никогда, кроме японцев, при проектировании и запуске или при управлении производством не задавался вопросом экономики? Вся суть производства сводится именно к этому: стоимость, затраченная на содержание ресурсов, должна быть ниже стоимости производимого продукта. Что же нового и уникального в этой концепции? Хотя назвать бережливое производство концепцией было бы, наверное, не совсем правильно. По большей части это прикладные инструменты производственной системы «Тойота», реализованные на заводах компании, основные из них:
Начнем по порядку — с системы 5С, которая включает:
На РИС 2 представлены рекомендации Центрального Института Труда по организации рабочего места в 1924 году. Созданный в
В целом, в начале
Следующий инструмент — Кайдзен: японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.
В ранг успешных практик эту философию возвел Масааки Имаи. Кайдзен подразумевает:
Снова вернемся в СССР. Система рационализаторства берет своё начало в 1932 году. Именно тогда многочисленные руководящие органы по изобретательству, действующие разрозненно в различных трестах, управлениях и т. п., были объединены во Всесоюзное общество изобретателей, позже переименованное во Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР), РИС 3.
Изобретательство и рационализаторство в СССР было в почете РИС 4. Рабочие, ИТР вносили предложения по усовершенствованию производственных процессов, доработке узлов, агрегатов. В
Следующий инструмент с не очень благозвучным для русского человека названием — Муда.
Тайити Оно, основоположник производственной системы «Тойота», определил семь основных типов потерь:
А теперь откроем книгу Санкина Давида Иосифовича «Планирование на промышленном предприятии» (издание 1965 года), в которой перечислены следующие резервы предприятия:
1. Резервы экономии рабочего времени:
2. Резервы использования средств труда (оборудование, площади и т. д.):
3. Резервы экономии предметов труда (сырья, материалов и др.):
4. Общепроизводственные резервы:
5. Резервы повышения качества продукции:
6. Непроизводственные резервы:
Налицо практически идентичное сходство формулировок Тайити Оно и Д. И. Санкина. Кстати, упомянутая книга, забытая в России, была переведена на многие языки и даже сейчас пользуется спросом в странах Азии.
Однако ни одним, ни другим автором не упоминается ещё один вид потерь, который рассматривается как основной в трудах Элияху Голдратта, автора теории ограничений системы (ТОС). Это управленческое время, т. е. время, затраченное менеджментом на решение тех или иных задач. Фокус нужно направлять на конкретные проблемы и на достигаемые результаты от этих решений. Голдратт предлагает выделять самые значимые ограничения, не позволяющие достигать результата (или влияющие на него), и фокусировать свое внимание именно на этом. Используя такую методологию применительно к бережливому производству, можно сказать, что очень часто менеджмент компании тратит слишком много времени, сил и средств на внедрение этих инструментов. При этом реальным проблемам внимание не уделяется.
Следующий инструмент — Канбан, который предполагает нормирование операций и количества используемых материалов.
Собственно, это основные принципы плановой экономики. Во времена СССР существовал даже целый Научно-исследовательский институт планирования и нормативов при Госплане СССР (образован в
Система ТРМ относится к системам обслуживания оборудования по его реальному состоянию. Ее существенное отличие от системы ППР (действующей в СССР) заключается в том, что в ППР для определения объекта, сроков и объемов работ по обслуживанию необходима наработка оборудования. В ТРМ определение сроков и объемов работ происходит по фактическому состоянию оборудования (за исключением работ по техническому обслуживанию).
На текущий момент нельзя сказать, что система обслуживания оборудования TPM является самой прогрессивной. Большинство современных предприятий использует систему обслуживания, ориентированную на надежность и оценку рисков . Важная особенность,которую стоит отметить: в СССР производство в основном было ориентировано на нужды ВПК, изначально не подразумевалось никакой ориентации на потребителя в отличие от принципов бережливого производства.
Очевидно, что Тайити Оно не придумывал ничего нового. Он взял всё лучшее, что было (теории, практики, опыт), адаптировал под конкретные цели и внедрил на производство.
Конечно, никто не говорит, что бережливое производство — это плохо, но на каждом предприятии должна быть своя система. Исследование и применение лучших практик необходимо, но ни одна концепция не подразумевает чуда в виде сиюминутного результата при отсутствии целенаправленных действий. И совсем не факт, что если где-то это работает, то точно так же будет работать и в другом месте.
Если вернуться к показательному примеру сотрудничества Тойоты и GM, мы увидим, что даже перенос производственной системы с одного предприятия на другое, аналогичное по своему функционалу, — не так уж и прост. Более того, концепцию бережливого производства используют менее 20 % японских производств, а предприятия, не использующие инструменты бережливого производства, также достигают высоких финансовых и производственных результатов.
Многие предприятия являются участниками системы менеджмента качества (СМК) — постоянное улучшение качества продукции и снижение затрат на обеспечение качества посредством использования цикла Шухарта—Деминга РИС 5, состоящего из планирования, действия, анализа, корректировки. Это подразумевает наличие на предприятиях методологической базы стандартов, описывающих все сферы деятельности, постоянный Кайдзен и т. д. Напомним, что Эдвард Деминг много и плодотворно работал в Японии, консультируя как отдельные компании, так и правительство на предмет организации управления производством.
Таким образом, одни и те же идеи взяты за основу как в производственных системах на предприятиях Японии, так и на наших предприятиях-участниках СМК. Однако у нас система в действии не дает необходимый результат. Так почему же, если не работает одна система, должна заработать другая? Почему действующая японская модель управления (будь то бережливое производство или другое) позволяет выпускать качественную высокотехнологичную продукцию на предприятиях,показывая при этом высокие показатели производительности труда, а у нас в стране, где имелась сильная научная фундаментальная база, производственная система не может обеспечить результаты (например, производительность труда), сопоставимые с показателями тех же самых японских компаний?
Проблемы были и есть, их много. О них много говорили на заседании Научно-методического семинара Аналитического управления Аппарата Совета Федерации 7 июня 2016, Аналитический Вестник Совета Федерации № 26 (628). Но я бы хотел остановиться на одной из них, о которой говорил президент В. В. Путин во время Послания Федеральному собранию в 2012 г.: «Перспективы будут зависеть от воли нации, как говорил Лев Гумилев, от пассионарности народа».
Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. В используемых в Японии методах организации управленческой деятельности в условиях научно-технического прогресса тесно переплетаются традиционные, национальные и современные формы организации труда. Чтобы понять особенности утвердившихся здесь форм совместной деятельности, необходимо обратиться не только к общим принципам управления, к закономерностям развития крупного общественного производства и научно технического прогресса, но и к историко-культурным и этническим истокам, наложившим существенный отпечаток на характер и формы организационной управленческой деятельности. Применительно к различным видам работ в самой среде работающих здесь людей сложилось предпочтение групповых ценностей перед индивидуальными; отождествление интересов индивидуума с интересами группы; предпочтение гармонии и компромисса перед разрешением противоречий через конфликт; принцип самосовершенствования и долга; почтение к старшим; необходимость трудиться с полной отдачей сил и способностей. Эта самая пассионарность изначально присутствует в культуре и является частью национального менталитета. Более того, исторической предпосылкой послужило общегосударственное движение «за отсутствие недостатков», по сути — национальная идея. Это движение оказало существенное влияние не только на качество товаров, но и на осознание ответственности каждым рабочим за качество выполненной работы, развивая чувство самоконтроля.
Если посмотреть на темпы развития промышленности в СССР, то самый большой рост (на основе показателя производительности труда) был в послевоенные годы и продолжался до конца
Подведем итоги всего вышеизложенного: