В марте 2018 года Международная организация по стандартизации (ИСО) выпустила стандарт ISO 19453 «Транспорт дорожный. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования для системы привода электромобилей». Стандарт состоит из четырех частей: Часть 1: Общие положения, Часть 3: Механические нагрузки, Часть 4: Климатические нагрузки, Часть 5: Химические нагрузки.
Современная автомобильная промышленность создает предпосылки для развития и усовершенствования испытаний на воздействия условий окружающей среды, в том числе испытаний на климатические воздействующие факторы. Исполнение требований этого стандарта обеспечит выпуск качественной и надежной продукции в данной области. За последние годы, благодаря появлению и развитию новых технологий, многие производители сместили значительный фокус внимания на вопросы экологии. Это дало толчок для разработок в сфере альтернативного транспортного двигателестроения, в том числе и с питанием от автономных источников электроэнергии. Из-за относительного новшества этого направления в автомобильной промышленности потребовались и новые методики испытаний, изложенные в нормативной документации. Одним из таких документов стал стандарт ISO 19453, и наша статья посвящена его четвертой части — Климатические нагрузки и описывает его содержание и требования. Мы расскажем, что нового привнесли электродвигатели в вопросы стандартизации в целом и автомобильную промышленность в частности.
В автомобильной промышленности растет число транспортных средств с разными формами тяги двигателя, включая электромобили (EV) и гибридные электромобили (HEV). Электрические силовые установки и компоненты, установленные в таких транспортных средствах (например, приводной двигатель, инвертор, преобразователь постоянного тока и т. д.), становятся габаритнее, тяжелее, что вызывает необходимость перехода к высоковольтному напряжению. Для обеспечения долговечности таких установок и компонентов был необходим новый стандарт экологических испытаний. Опираясь на стандарты для экологических испытаний электрического и электронного оборудования 12 В / 24 В и широко используемый в автомобильной промышленности стандарт ISO 16750, началась работа по созданию стандарта для более крупных и тяжелых агрегатов, для которых характерны повышенные рабочие напряжения.
Мероприятия по стандартизации стартовали в 2011 году на заседании комитета по силовой электронике по методике испытаний высоковольтных компонентов на экологическую стойкость комитета «Японское общество автомобильных инженеров» (JSAE). В декабре 2013 года начался международный проект (ISO / TC22 / SC32 / WG2). В марте 2018 года стандарт ISO 19453 «Транспорт дорожный. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования для системы привода электромобилей» был выпущен в виде серии, состоящей из четырех частей (Таблица 1), как некое логическое продолжение-замена стандарта ISO 16750. Часть 2 опущена, но в настоящее время готовится соответствующий отдельный стандарт ISO 21498 (ISO / TC22 /SC37 / WG4).
Таблица 1 Сравнение глав ISO 16750 и ISO 19453 «Транспорт дорожный. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования для системы привода электромобилей»
№ |
Серия ISO 16750 |
Серия ISO 19453 |
1 |
ISO16750-1: Общие положения |
ISO19453-1: Общие положения |
2 |
ISO16750-2: Электрические нагрузки |
Пропущен(в данный момент разрабатывается как ISO 21498) |
3 |
ISO16750-3: Механические нагрузки |
ISO19453-3: Механические нагрузки |
4 |
ISO16750-4:Климатические нагрузки |
ISO19453-4: Климатические нагрузки |
5 |
ISO16750-5: Химические нагрузки |
ISO19453-5: Химические нагрузки |
Сфера применения
Предметом описываемой серии стандартов являются электрические двигательные (силовые) установки и компоненты класса напряжения «В», определенные в стандарте ISO
Таблица 2 Класс мощности согласно стандарту ISO 6469-3
Класс |
Макс. рабочее напряжение |
Класс напряжения А |
Менее 30 В AC или 60 В DC |
Класс напряжения В (покрывается текущей серией стандартов) |
От 30 до 1000 В AC или от 60 В до 1500 В DC |
Однако батарейные блоки и системы для приводных устройств этой серией не охвачены. Стандартизация для них существует с 2016 года как ISO
Конфигурация и изменения в сравнении с серией ISO 16750
В Таблице 3 представлена конфигурация серии стандартов ISO 19453 и изменения в сравнении с серией ISO 16750.
Определяет элементы, общие для частей 3, 4 и 5, использование терминов по месту монтажа, режимы работы оборудования и специальные условия испытаний высоковольтных компонентов, включая напряжения испытаний.
Определяет методы испытаний на вибрацию, механический удар, свободное падение и т.д. Описание вибрационных испытаний включает в себя концепцию определения низкочастотных и высокочастотных компонентов на основе измерений транспортного средства. Шаги, которые необходимо учитывать при создании профилей испытаний, перечислены в приложении с целью подготовки к будущему пересмотру стандартов.
Охватывает испытания на воздействие внешних климатических факторов и коррозионную стойкость (высокая и низкая температура, термоциклирование, воздействие температуры и влажности в циклическом режиме, высокая температура / высокая влажность, пониженное атмосферное давление, точка росы, водостойкость, соляной туман, агрессивные газы, защита от пыли и т.д.).
Идентично стандарту ISO 16750, с частичным изменением метода применения только для испытаний на химическое воздействие.
Таблица 3 Стандартная конфигурация серии ISO 19453 и изменения в сравнении с серией ISO 16750
Часть |
Содержание |
Изменения по сравнению с серией ISO 16750 |
Часть 1 Общие положения |
|
Добавлены конкретные режимы работы и определения для высоковольтных компонентов |
Часть 3 Механические воздействия |
|
В профили виброиспытаний был добавлен подход раздельной стандартизации низкочастотных и высокочастотных компонентов |
Часть 4 Климатические воздействия |
|
• Испытание на воздействие атмосферного давления теперь включает в себя тест, фокусирующийся на явлении частичного разряда, свойственном высоковольтным компонентам • Добавлен режим испытаний конденсации влаги (воздействие росы) • Добавлены условия ускоренных испытаний распылением солевого раствора |
Часть 5 Химические воздействия |
Условия воздействия испытательного агента |
Частичное изменение метода применения и т. д. |
Цель испытания
В этой части определяются условия окружающей среды, а также требования к испытаниям и эксплуатации, основанные на международно признанных конвенциях о типах окружающей среды, с которой автомобильное электрическое и электронное оборудование может столкнуться в течение жизненного цикла.
Диапазон рабочих температур
Температурный диапазон, в котором компоненты обязаны работать непрерывно, показан в Таблице 4. Минимальная рабочая температура (Tmin) равна −40 °C, а максимальная рабочая температура (Tmax) — +180 °C.
Таблица 4 Диапазон рабочих температур
Минимальная рабочая температура (Tmin), °C |
Максимальная рабочая температура (Tmax), °C |
|
A |
-20 |
+65 |
B |
-30 |
+65 |
C до T |
-40 |
+65 до +180 (с шагом 5 °C) |
Z |
По договоренности |
По договоренности |
Содержание испытаний и эталонные стандарты
В Таблице 5 приведены типичные элементы ISO
Комплектующие изделия с большой тепловой мощностью, такие как двигатели, в меньшей степени способны подстраиваться к изменению окружающей среды, поэтому в комплектующих может возникнуть конденсация росы. Испытание на конденсат включает стремительные изменения температуры и влажности (например, от −30 до +25 °C 90 % за короткое время) для оценки выносливости в таких условиях.
Комбинированные испытания распылением солевого раствора направлены на сокращение времени испытания благодаря использованию комбинированного метода циклирования, основанного на стандарте IEC
Таблица 5 ISO 19453-4 (Климатические воздействия) и наименование стандарта
# |
Наименование метода испытаний |
Ссылка на стандарт |
5.1.1.1 |
Низкотемпературное испытание при хранении |
IEC 60068-2-1 |
5.1.1.2 |
Низкотемпературное испытание при эксплуатации |
IEC 60068-2-1 |
5.1.2.1 |
h-Высокотемпературное испытание при хранении |
IEC 60068-2-2 |
5.1.2.2 |
Высокотемпературное испытание при эксплуатации |
IEC 60068-2-2 |
5.2.1 |
Термоциклирование с заданной скоростью изменения температуры |
IEC 60068-2-14 Nb(Изменение температуры с заданной скоростью) |
5.2.2 |
Быстрое изменение температуры с заданной длительностью перехода |
IEC 60068-2-14 Na( Резкое изменение температуры методом жидкость-жидкость) |
5.3.2 |
Испытание на брызгозащищенность |
|
5.3.3 |
Испытание на погружение |
|
5.4.1 |
Испытание на коррозию |
IEC 60068-2-52(распыление циклами, раствор хлорида натрия) |
5.4.2 |
Испытание на утечку и функциональный контроль |
IEC 60068-2-11(соляной туман) |
5.4.3 |
Комбинированное циклическое воздействие соляного тумана |
|
5.5 |
Испытания на воздействие циклической влажности – конденсация влаги |
IEC 60068-2-30 |
5.6 |
Влажность/повышенная температура, стационарное испытание |
IEC 60068-2-78 |
5.7 |
Испытание на конденсат |
|
5.8 |
Коррозионное испытание потоком смешанного газа |
IEC 60068-2-60 Метод испытаний 4 |
5.9 |
Испытание на солнечное излучение |
|
5.10 |
Испытание на воздействие пыли |
ISO 20653/JIS D 5020 |
5.11 |
Испытание на воздействие атмосферного давления |
ISO 60664-1 |
Испытание на воздействие термоциклирования и резкую смену температур с заданной длительностью перехода
Оборудование, пригодное для испытаний в соответствии со стандартами, описанными в статье, представлено на рис 1. Испытания по п. 5.2.1 (термоциклирование с заданной скоростью изменения) реализуются при задании режима термоциклирования с постоянной скоростью изменения температуры. Камеры тепла, холода, влаги и с возможностью быстрой смены температурного цикла (серия ESPEC AR) подходят для этой задачи.
Испытание по пункту 5.2.2 (быстрое изменение температур с заданной длительностью перехода) требует подвергнуть испытуемое изделие быстрой смене температуры. Камеры термоудара (особенно серии TSA или модели TSD и TSA) подходят для этой задачи (рис 1).
Таблица 6 Испытания по пунктам 5.2.1 и 5.2.2
Пункт |
5.2.1 Термоциклирование с заданной скоростью изменения температур |
5.2.2 Быстрое изменение температур с заданной длительностью перехода |
Ссылка на нормативную документацию |
IEC 60068-2-14Nb (Испытание на изменение температуры с постоянной скоростью) |
IEC 60068-2-14Na (Испытание на резкую смену температуры) |
Наименование продукции |
Камеры термоциклирования (серия AR) |
Камеры термоудара (серии TSA, TSD, TSE) |
Диапазон температур |
от -70 до +180°C (от 10 до 98 % RH) |
от -70 до +200°C |
Испытание на образование конденсата
После продолжительной работы в зимней холодной среде, когда автомобиль попадает в теплую среду (такую как гараж или подземная автостоянка), детали с большой теплоемкостью (например, двигатели) не могут быстро подстроиться к изменениям окружающей среды, поэтому на их поверхностях будет появляться конденсация, влияющая на электрические характеристики. В Таблице 7 приведены условия проведения испытания на образование конденсата. Крупная камера температуры/влажности и камера теплового удара воздух-воздух с функцией влажности, показанной на рис 2, подходят для этого испытания.
Таблица 7 Испытания на образование конденсата
Состояние |
Низкотемпературный этап |
Высокотемпературный/ с повышенной влажностью этап |
Стадия осушения воздуха |
Кол-во циклов |
|||
Температура |
Время |
Температура / отн. влажность |
Время |
Температура / отн. влажность |
Время |
||
A 10 °C |
±3 °C |
2ч |
50 °C ±3 °C 70 % ±5 % |
3 ч |
- |
- |
3 |
B -30 °C |
±3 °C |
1 ч |
25 °C ±3 °C 90 % ±5 % |
1 ч |
25 °C ±3 °C менее 50 % |
1,5 ч |
5 |
Z |
По договоренности |
Пункт |
5.7 Испытание на образование конденсата |
|
Наименование продукции |
Faster Temperature (& Humidity) Chamber SM series |
Air to Air Thermal Shock Chamber TSA-D series |
Диапазон температур |
-40 °C до +180 °C / 20 % до 98 % RH |
-40 °C дo +85 °C / 40 % дo 95 % RH |
Испытание на воздействие атмосферного давления
В статье был рассмотрен стандарт условий окружающей среды и испытаний ISO 19453 для электрических двигательных установок и компонентов, установленных в таких транспортных средствах как электромобили (EV) и гибридные электромобили (HEV), применение которых в будущем будет неизбежно увеличиваться.
Стандарт представляет собой серию из четырех частей, в каждой из которых содержатся определяющие методы испытаний для оценки характеристик соответствующих электрических двигательных установок и компонентов, а также оборудование для проведения данных испытаний.
Применение это стандарта упрощает методику проведения механических, химических и, что было более подробно рассмотрено в статье, климатических испытаний, давая возможность предприятиям автомобильной и других видов промышленности выпускать надежную и качественную продукцию.